Эта статья опубликована в журанале «Открытое образование» №2
за 20003 г.
Обучать на расстоянии
В
России пока не существует настоящего ни заочного, ни дистанционного
институтского образования. Все виды образования (в том числе и через Интернет)
требуют присутствия студентов в образовательном учреждении, во-первых, на
лекциях (хотя и в меньших количествах по сравнению с очным образованием) и,
во-вторых, безусловно на экзамене. Возможен, конечно, выезд преподавателя к
студенту. Но преподавателей много, и их выезд к одному или даже группе
студентов может быть весьма обременительным для института в экономическом
плане.
А
как читаются лекции – известно. И слушали, и сами читали. Более конкретный
материал читают скороговоркой. Формулировки и то, что будут спрашивать на
экзамене, читают в режиме записи, т.е. так, чтобы студенты могли записать слово
в слово, букву в букву. Точь в точь, как в школе. В институтах, в самом
названии которых присутствует слово «заочный», читают лекции в аудиториях!? Это
же полная профанация термина «заочный». И это в то время, когда компьютер уже
обыгрывает чемпионов мира в шахматы! В то время, когда стоимость простенького
компьютера уже по силам даже сельским жителям, а распространенность
компьютерной техники даже в нашей стране не вызывает сомнений.
Зачем такие архаизмы? Ведь учебный материал можно
издать в бумажном или электронном виде. Современная техника позволяет делать
это быстро и дешево, а студенты находятся уже в том возрасте, в котором можно и
должно учиться не столько на лекциях, сколько на учебных материалах. Все это
затем, чтобы, во-первых, набрать лекционных часов преподавателю института, за
что он собственно и получает деньги, а во-вторых, затем, что основная масса
преподавателей просто не умеет излагать свой учебный материал письменно. Вот и
работают патефонами, из года в год повторяя одни и те же формулировки. Ну, и
зарплата у них за такую работу соответствующая.
В
настоящей статье предлагается такая технология для процесса дистанционного
обучения, при которой станет возможным действительно дистанционное образование,
т.е. такое, при котором у обучающегося будет необходимость общаться только с
региональным представителем учебного заведения (даже при проведении текущего и
итогового контроля знаний).
Не
стану делать обзор существующих технологий дистанционного обучения. У всех из
них есть свои достоинства и недостатки. Осмелюсь предложить технологию, которая
по моему мнению является оптимальной как по материальным затратам, так и по
эффективности. Основы этой технологии заключаются в следующем:
1. Учащиеся обеспечиваются учебными материалами на
лазерных компакт-дисках (через региональные представительства учебных
заведений). Основными учебными материалами являются электронные учебники.
Требования к таким учебникам описаны в моей предыдущей статье, опубликованной в
журнале «Открытое образование» №6 за 2002 год. Чтобы такой диск был
относительно дешевым на нем должно быть много учебников (может быть сразу весь
комплект учебников на один год обучения). А для того, чтобы на одном
компакт-диске уместился солидный комплект учебников, не нужно перегружать
учебники мультимедийными выкрутасами (по крайней мере на первых порах). Каждый
учебник должен содержать то же, что и аналогичный бумажный учебник, плюс
обширную систему самопроверки и экзаменационную систему. Еще два важных
требования: а) программное обеспечение учебника должно устойчиво
функционировать даже на маломощных компьютерах; б) учебник должен быть
предельно простым в использовании.
2. Обучающиеся работают с учебниками совершенно
самостоятельно там, где у них есть доступ к компьютеру (дома, на работе, в
интернет-кафе, в библиотеках, в компьютерных классах при региональных
представительствах). При этом они могут в любое время проверять свой уровень
усвоения учебного материала с помощью системы самопроверки и экзаменационной
системы, заложенных в электронный учебник.
3. Всю оперативную информацию обучающиеся получают
через Интернет (консультации, ответы на организационные вопросы и вопросы по
учебному материалу). Доступ к Интернету обучающиеся получают там, где им
удобно, но в любом случае при необходимости обучающимся должен быть
предоставлен доступ к Интернету в региональных представительствах учебного
заведения.
4. Рубежный контроль, зачеты и экзамены обучающиеся
сдают используя соответствующие программные системы учебника, но в присутствии
регионального представителя. Результат записывается на магнитный носитель. Этот
же региональный представитель пересылает результат в головное учебное заведение
(на дискете или по электронной почте).
Достоинства такой технологии
обучения заключаются в следующем:
1. Учебный материал отделен от административной
системы. Конечно же, учет похождения этапов процесса обучения административная
система ведет автоматизировано. По крайней мере так должно быть. Но она связана
с учебным материалом только по формату данных, представляющих результаты
рубежного контроля, зачетов, экзаменов и других мероприятий, контролирующих
процесс обучения.
2. Преподаватель связан с обучающимся только через
учебный материал и консультации, которые он осуществляет через Интернет.
Основная работа преподавателя в такой технологии обучения – это создавать
учебный материал для разработки электронных учебников. Для обеспечения такого
процесса обучения потребуется значительно меньше преподавателей, но требования
к их квалификации значительно возрастут. Более того, учебное заведение сможет
использовать для процесса обучения электронные учебники, созданные другими
учебными заведениями, и, может быть, обходится без наличия в своем штате
преподавателей хотя бы по непрофильным дисциплинам.
3. Значительное удешевление процесса обучения как для
обучающегося, так и для учебного заведения.
Для организации процесса
обучения в соответствии с такой технологией необходимо главным образом
следующее:
1. Прежде всего наличие у руководителей учебных
заведений, осуществляющих заочное обучение, понимание того, что будущее за
действительно дистанционными методами обучения, и того, что использование такой технологии позволит значительно
расширить контингент обучающихся.
2. Обеспечение учащихся электронными учебниками,
дающими им возможность не только осваивать учебный материал, но и осуществлять
как самоконтроль, так и контроль знаний, т.е. создание электронной обучающей
системы.
3. Осуществление сопряжения по формату данных
существующей в учебном заведении административной системы с обучающей системой.
Чем же чреват для учебного заведения переход на такую технологию
обучения? Рассмотрим подробнее два последних необходимых условия.
Прежде всего электронные учебники. Конечно, одномоментно обзавестись полным комплектом
таких учебников не удастся (точнее это станет возможным тогда, когда уже будет
наработана солидная библиотека электронных учебников по самым различным
дисциплинам). Их необходимо разрабатывать и издавать. Берусь утверждать, что
проблема создания комплекта электронных учебников не более сложна, чем проблема
создания комплекта бумажных учебников. Более того, в том случае, когда
существует комплект бумажных учебников, на их основе можно достаточно быстро
создать комплект электронных учебников, дополнив их тестовыми системами. Существует
и программная оболочка (не буду ее рекламировать), которая позволяет не только
быстро создавать электронные учебники, но и в значительной степени
автоматизировать процесс их создания (такие программы автоматизации также уже
существуют). Издание электронных учебников можно организовать на основе
издательского подразделения учебного заведения (что целесообразнее, чем на
основе коллективов программистов). Впрочем, лично я сторонник создания
специального издательского центра (или использования одного из существующих),
который может разрабатывать электронные учебники по заказам различных учебных
заведений и на основе их учебных материалов. У многих руководителей учебных
заведений существует заблуждение, что электронные учебники можно легко и почти
бесплатно создавать силами самих обучающихся. Практика показывает, что такое
мероприятие имеет своим результатом только потерю времени и сил, поскольку это
сильно похоже на натуральное хозяйство. С другой стороны,
специалисты-профессионалы могут создавать электронные учебники достаточно
дешево и быстро. Электронные учебники на компакт-дисках характеризуются тем,
что их можно достаточно легко доиздавать и переиздавать. С одной стороны, это
их свойство является недостатком, т.к. есть возможность их несанкционированного
копирования. С другой стороны, именно для электронных учебников существует
возможность хотя бы частично от этого
их защитить. Но самой лучшей защитой от несанкционированного копирования
может являться их дешевизна.
Сопряжение административной системы учебного заведения
с обучающей системой. Эта проблема не
столь уж сложна, если в учебном заведении уже существует автоматизированная
административная система или хотя бы с элементами автоматизации. По существу,
речь идет об учете данных об успеваемости обучающихся. Эти данные в
значительной степени будут поступать от обучающей системы в виде результатов
контроля на магнитном носителе. Достаточно будет при разработке электронного
учебника регламентировать формат результатов контроля и создать небольшой программный
модуль, который обеспечит ввод этих результатов в базу данных административной
системы. Фактически достаточно будет при разработке шаблонов электронных
учебников создать унифицированный формат результатов контроля. В этом случае
результаты контроля могут быть легко привязаны к любой из существующих
административных систем учебных заведений.
Именно так представляется мне в общих чертах система
действительно дистанционного образования. Безусловно она требует тщательной
детальной проработки, но не в рамках настоящей статьи. Если кого-то из
руководителей учебных заведений заинтересует содержание этой статьи, то я готов
обсудить с ними спорные или неясные вопросы по электронной почте crelbo@narod.ru или на моем персональном сайте crelbo.narod.ru.